Описание и критерии оценки 

конкурсных испытаний

 краевого финального (очного) этапа краевого профессионального конкурса лучших педагогических работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям»

Групповое конкурсное испытание

«4К: командообразование, креативность, коммуникации, критическое мышление»

Конкурсное испытание представляет собой игровую технологию формирования компетентностного профиля, включающего в себя информацию о проявленности компетенций: командность, креативность, кооперация, критическое мышление.

Задания подбираются и разрабатываются с учетом современных тенденций развития дополнительного образования.

В ходе конкурсного испытания, каждый участник самостоятельно выбирает, какие задания выполнять, определяет последовательность работы с ними, а также состав команды, в которой он/она будет работать над заданиями. Для каждого задания установлена форма сдачи: письменный ответ, выполнение действия, фотография и др. За выполнением части заданий следят судьи. Для конкурсного испытания разработано мобильное приложение, в котором участникам будут доступны задания, а также возможность публиковать ответы на них.

По итогам конкурсного испытания формируется персональный компетентностный профиль каждого участника, который размещается в мобильном приложении.

Продолжительность конкурсного испытания: 2 часа ежедневно.

Общее описание компетентностей

Креативность — способность представить и разработать принципиально новые подходы к решению проблем, ответы на вопросы, стоящие перед субъектом, или выражать идеи, применяя, синтезируя и видоизменяя знания.

Индикаторы:

  • любознательность: активный поиск новой информации;
  • создание идей: продуцирование большого количества оригинальных идей;
  • развитие предложенных идей: оценка предложенных идей с разных позиций и поиск их сильных и слабых сторон с целью улучшения идеи или отказа от неё; умение быстро перестраивать деятельность с связи с изменившимися обстоятельствами и с появлением новой информации об объекте исследования.
Коммуникация — способность выражать и интерпретировать мысли, чувства и факты в устной и письменной форме, а также эффективно коммуницировать в различных социальных и культурных контекстах.

Индикаторы:

  • готовность к коммуникации: отсутствие страха при вступлении в коммуникацию, инициирование коммуникации, готовность ответить на чужой вопрос, готовность задать вопрос; способность внимательно и с интересом слушать собеседника;
  • адаптация к цели и контексту коммуникации и к партнеру: в различных ситуациях общения умение выбрать разные вербальные и невербальные средства коммуникации, ориентируясь на эмоциональный и социальный статус партнера, цель и контекст коммуникации;
  • убеждающая коммуникация: использование вербальных (словарного запаса и знания правил языка) и невербальных средств (жесты, мимика, интонация) для достижения цели коммуникации;
  • эффективная презентация: представление идей, фактов в структурированной, логичной, ясной и последовательной манере; представление информации в спокойной, уверенной, профессиональной и внушающей доверие манере
Командность — способность обращаться за помощью, выслушивать чужое мнение и соглашаться с другими предложениями, даже в ущерб собственным; в ходе работы команды над заданием встраивать свою индивидуальную часть работы в общую работу группы, а также определять свой вклад и оценивать коллективный результат работы как свой собственный.

Индикаторы:

  • принятие общих целей: умение разделять цели команды и ставить их выше собственных целей, работать в команде, встраивать результат своей работы в коллективное решение, управлять своими эмоциями в командной работе;
  • социальное взаимодействие: участие в обсуждении, умение договариваться, взаимодействовать уважительно, выслушивать и принимать чужие мнения, координация своих действий с действиями других членов команды, готовность помочь им; готовность взять на себя ответственность за общий результат;
  • выполнение взятых на себя обязательств: готовность занять такую позицию и принять такую роль, которая эффективна для работы в команде; ответственное выполнение своей части работы, достижение качественного результата;
  • самостоятельность и инициативность: способность работать самостоятельно и проявлять инициативу в рамках поставленной задачи;
  • побуждение к действию: умение вовлекать всех членов команды в решение задачи, оказывать им психологическую поддержку, мотивировать.


Критическое мышление — способность к оценке достоверности, точности или ценности чего-либо, поиску причин и альтернативных точек зрения, восприятие ситуации и изменение своей точки позиции на основе фактов и аргументов.

Индикаторы:

  • анализ: умение находить связи между утверждениями, вопросами, аргументами;
  • оценка: умение оценивать надежность утверждений, убедительность доводов;
  • объяснение (аргументация): умение объяснять ход своих мыслей/метод, защищать свои выводы;
  • выведение гипотез (планирование решений): умение формировать гипотезы и самим делать выводы, обнаруживать нехватку информации;
  • саморегуляция (контроль): рефлексия, самопроверка и коррекция.
Порядок оценивания конкурсного испытания: Оценивание конкурсного испытания осуществляется в очном формате. Каждое задание имеет свои уникальные критерии, которые будут опубликованы вместе с заданиями в день проведения конкурсного испытания.

Максимальное количество баллов по итогам конкурсного испытания : 20 баллов. 

Индивидуальное конкурсное испытание 

«Педагогическое многоборье»

Индивидуальное конкурсное испытание, включающее поэтапное выполнение конкурсантами индивидуальных заданий по решению педагогических ситуаций, представленных в текстовом виде и короткометражных видеосюжетах. Задание каждому конкурсанту определяется персонально методом жеребьевки.

Педагогический кейс – текстовое описание проблемной ситуации взаимодействия ребенка (детей) и взрослого (педагогов и (или) родителей), в отношении которой конкурсант после анализа представляет свое педагогическое решение.
Задание выполняется индивидуально за компьютером.

Общее время на подготовку и оформление решения педагогической ситуации – до 45 минут.

Педагогический видеоклуб – участие конкурсанта в групповом обсуждении видеосюжета (короткометражного фильма), которое предполагает высказывание позиций, суждений, мнений в свободном формате.

Видеоклуб проводится модератором в 3 такта. В каждом такте методом жеребьевки определяются обязательные участники дискуссии – до 10 человек. Предлагаемые к обсуждению видеосюжеты и вопросы к ним направляются конкурсантам за 2 дня до начала конкурсного испытания.

Общая продолжительность педагогического видеоклуба: 2,5 часа.

Порядок оценивания конкурсного испытания

Оценивание каждого задания конкурсного испытания осуществляется в очном формате по установленным критериям. Соответствие по каждому из критериев оценивается по шкале от 0 до 3 баллов (0 баллов – соответствие критерию отсутствует, 1 балл – частично соответствует критерию, 2 балла – в необходимой мере соответствует критерию, 3 балла – в полной мере соответствует критерию).

Критерии оценки задания «Педагогический кейс»:

  • умение выделить основную проблему (основные проблемы) взаимодействия ребенка (детей) и взрослого (педагогов и (или) родителей) в представленной ситуации;
  • умение выявить причины, которые привели к возникшей проблеме (проблемам);
  • наличие варианта (вариантов) решения проблемы (проблем) и оценки его (их) последствий;
  • обоснованность предлагаемых решений (педагогических приемов, методов, технологий и др.);
  • наличие предложений по предотвращению сложившейся проблемной ситуации;
  • логическая взаимосвязь всех выделенных компонентов педагогической ситуации (проблемы, причины, варианты решений, предложения).
Критерии оценка задания «Педагогический видеоклуб»:
  • умение предъявлять и аргументировать собственную позицию (конкурсант четко и развернуто представляет свою позицию (мнение, суждение), грамотно формулирует высказывание, точно и четко формулирует аргументы);
  • умение участвовать в групповом обсуждении (конкурсант высказывается по существу только в рамках заявленной темы, соблюдает установленный порядок обсуждения, проявляет активность в обсуждении, соблюдает корректность по отношению к другим участникам);
  • наличие профессионально-личностной позиции (конкурсант демонстрирует наличие ценностных ориентиров и личной позиции, высказывает личное отношение по заявленной в видеосюжете теме);
  • эмоциональность и выразительность речи (конкурсант использует яркую образность в своей речи (метафоры, сравнения и др.); приводит в высказываниях подтверждающие интересные примеры, факты; посредством речевых средств (интонация, структурность и др.) привлекает внимание к важным компонентам собственного высказывания).
Максимальное количество баллов по итогам конкурсного испытания: 30 баллов 

Групповое конкурсное испытание сессия «Дополнительное образование в меняющейся реальности»

Тема: Эпоха цифровой трансформации: новые решения для развития дополнительного образования

Сессия представляет собой проектную групповую работу конкурсантов в группах переменного состава. Включает в себя обзор существующих эффективных практик, построение участниками сети проблем и вариантов их решения по заявленной теме, выработку предложений по развитию краевой системы дополнительного образования.

Сессия проводится модератором с участием экспертной комиссии краевого (финального) этапа конкурса.

Общая продолжительность конкурсного испытания: 3 часа.

Порядок оценивания конкурсного испытания: Оценивание конкурсного испытания осуществляется в очном формате по шести критериям. Соответствие по каждому из критериев оценивается по шкале от 0 до 3 баллов (0 баллов – соответствие критерию отсутствует, 1 балл – частично соответствует критерию, 2 балла – в необходимой мере соответствует критерию, 3 балла – в полной мере соответствует критерию)).

Критерии оценки конкурсного испытания:

  • понимание современных тенденций и механизмов развития дополнительного образования;
  • вклад в работу проектной группы;
  • реалистичность и ответственность предлагаемых решений;
  • креативность и оригинальность предложений;
  • способность учитывать навыки и идеи других участников группы наилучшим образом;
  • конструктивность позиции в групповой работе.
Расчетное количество баллов за конкурсное испытание: 18 баллов. Повышающий коэффициент k= 1,5.

Максимальное количество баллов по итогам конкурсного испытания: 27 баллов.